Наверное, странно, что я не начал свой блог именно с этой статьи (особенно с таким-то «названием», как у меня)… Но в оправдание скажу: я считал, что все и так понимают, что такое логотип, и писать подобную статью для меня — это всё равно, что, если бы производитель кирпичей написал статью «Что такое кирпич и зачем нужен?».
Да, конечно, немного утрирую. Всё-таки «логотип» — термин несколько сложнее. Однако, как бы то ни было, большинство людей каждый день видят по сотне логотипов и по идее должны прекрасно понимать, что это. Но чем дольше я работаю в этой сфере, тем больше убеждаюсь, что чёткое понимание, что такое логотип, есть далеко не у каждого.
Логотип — он как ветер. Все вроде бы понимают, что это такое. Все точно скажут, что это он, если почувствуют (увидят). Но попроси их объяснить, и большинство скажет, что это, когда дует. А что дует, куда, из-за чего — это всё уже слишком «абстрактно».
Давайте начнём с небольшого теста. Выберите верный ответ:
Что такое логотип?
Если вы хоть что-то ответили, поздравляю — у вас есть какое-то понимание, что представляет собой логотип. Хотя, возможно, оно и не совсем верное. Первые четыре варианта ответа имеют очень близкое значение к логотипу, но самым правильным ответом будет, как ни странно, именно последний.
#Логотип — это графическое изображение, олицетворяющее и представляющее бренд. То есть в некотором смысле простыми словами — это, действительно, «лицо конторы». За исключением того, что за логотипом никакой «конторы» может и не стоять.
Предшественниками современных логотипов были такие отличительные знаки как гербы, монограммы, вензеля, подписи, клейма. Кстати, от последнего и произошёл современный термин «бренд» (от англ. «brand» — «клеймо»).
Само же слово «логотип» происходит от греческих «λόγος» [ло́гос] — «слово» и «τύπος» [ти́пост] — «отпечаток». Впервые слово «логотип» стало использоваться в печатном деле, где означало типографскую литеру (брусок с рельефным зеркальным изображением типографского знака или их сочетания), на которой было нанесено целое слово — в отличие от лигатур, на которых было нанесено лишь сочетание двух-трёх букв.
Изначально такие «логотипы» представляли собой платы только с очень распространёнными (часто употребляемыми) словами и служили для удобства и ускорения набора текста — такие слова не нужно было набирать по буквам. В последствии к этим стандартным логотипам стали добавляться литеры с названиями брендов с уникальным начертанием, отличным от стандартных шрифтов. Тогда-то этот термин и начал приобретать своё современное значение.
В России ныне широко распространена практика называть логотипом именно графическую часть лого — то есть изображение, рисунок или иконку рядом с названием компании, но никак не само начертание названия.
В профессиональных кругах же принято использовать более верную и исторически устоявшуюся терминологию и называть логотипом только шрифтовую часть. Однако в связи неосведомлённостью масс приходится подстраиваться и использовать неправильные, но более понятные термины. Это в частности случается при написании популярных статей (вот, посмотрите, это происходит прямо сейчас!..)
В английском языке, например, есть очень чёткое разделение понятий у составляющих лого: «logomark» — для графической части, «logotype» — для текстовой и «logo» — для каждой из частей по отдельности и для любой из возможной комбинации.
Моё решение по этому поводу: оставить уже слово «логотип» в покое и разрешить ему обозначать любой вид лого (не важно, состоит он только из иконки, представляет комбинацию графического элемента и названия или состоит только из шрифтовой части). А для шрифтовых логотипов и шрифтовых частей комбинированных лого профессионалы могут использовать какой-нибудь «логотАЙп» — по аналогии с английским произношением слова «logotype».
Всё, с этого момента я буду использовать именно такую терминологию. Спасибо вам!
В общем и целом, логотип — это не то, как оно выглядит, а то, как его используют.
По сути он может выглядеть, как угодно — в этом плане границ нет. Единственное, что важно для логотипа, — он должен представлять и олицетворять собой бренд.
Помимо чисто шрифтовых написаний, чисто знаковых и комбинированных, есть также гербы, эмблемы и такие виды логотипов, где нельзя точно определить – рисунок это или всё же надпись (все примеры ниже это и есть логотипы):
Всё это условности. Более подробно о том, какие есть виды логотипов, как они менялись сквозь года, и как логотип может выглядеть в современном мире, я напишу в одной из следующих статей.
На многих ресурсах пишут о пяти и более функциях логотипа. Каждая из которых важнее другой! Однако, если постараться, можно и для столовой вилки придумать не меньше полезных характеристик (хотя мы все понимаем, что она нужна только, чтобы накалывать еду).
Поэтому буду с вами откровенен, у логотипа всего 2 основные функции:
В этом плане логотип бренда можно сравнить с подписью человека, у которой те же функции.
Идентификация подразумевает, что между логотипом и брендом, который он представляет, образуется связь, и люди, видя логотип, сразу соотносят его с этим брендом.
Под аутентификацией (то есть проверкой подлинности) подразумевается, что люди, видя логотип бренда, понимают, что это именно тот бренд, о котором они думают.
Термины очень похожи, но разница есть. Если опять сравнивать с человеком и его подписью, можно рассмотреть такой пример:
Человек в графе рядом со своим именем ставит свою подпись (говорит, что он – это он) – это идентификация. Потом он показывает паспорт с именем и образцом подписи, совпадающей с только что поставленной, и подтверждает, что он – это он, – это аутентификация.
Благодаря этим функциям, наличие логотипа на товаре или других точках контакта производителей с потребителями может говорить об их качестве. Я говорю «может», а не «должно», потому что, разумеется, наличие логотипа на товаре не может гарантировать, что товар качественный. Но вот его отсутствие будет точно тревожным звоночком.
Любой производитель, уверенный в своей продукции, непременно постарается всем запомниться и сказать, что это сделал именно он. Если он этого не делает, значит, он не хочет, чтобы его ассоциировали с этим товаром, и, видимо, товар этот далеко не лучшего качества.
Так зачем нужен логотип компаниям? С появлением логотипа у бренда появляется лицо, по которому его теперь и будут запоминать и отличать среди всех других.
Как вы уже, наверное, поняли, логотип нужен не каждой компании и не каждому товару. Логотип (и другие элементы айдентики) необходим:
Приведу несколько примеров.
Единственному продуктовому павильону на несколько домов логотип не нужен — от его наличия количество клиентов никак не изменится (это за небольшим исключением будут лишь жители этих домов).
Сети продуктовых магазинов логотип, как и единое оформление фасадов, необходима: именно по ним постоянные клиенты будут находить новые точки продаж.
Если небольшой автосервис расположен в ряду нескольких подобных заведений (удивительно, но такие «агломерации» часто встречаются), но качество услуг и/или цены значительно лучше, чем у других, — вам обязательно нужен логотип хотя бы в качестве отличительной вывески. Когда клиенты будут советовать вас своим знакомым, последние должны легко найти вас среди «коллег».
Если ситуация похожа на предыдущую, но только качество работ оставляет желать лучшего — тогда, вам, конечно, не надо выделяться и запоминаться ни логотипом, ни оригинальным названием. Надейтесь на то, что отзываясь о вашем сервисе, никто не сможет его точно описать.
Если вы открываете парикмахерскую возле студенческого общежития, никакой логотип и фирменный стиль вам тоже скорее всего ни к чему. Напишите слово «парикмахерская» покрупнее и дайте понять, что у вас можно быстро и недорого постричься.
Для салона красоты в центре города необходим единый фирменный стиль, присутствующий и в интерьере, и в экстерьере, во главе с вывеской-логотипом. В это заведение, в отличие от предыдущего, уже могут съезжаться люди со всего города, и мало кто зайдёт, просто потому, что только что понял, что нужно подстричься.
Вы занимаетесь репетиторством, и все ваши клиенты приходят к вам через сарафанное радио, и вас это устраивает? Поздравляю — логотип вам не нужен! Ваш микробизнес вполне укомплектован.
Если же, занимаясь репетиторством, вы решите расти и начинаете вести профессиональные странички в соцсетях, или запускаете сайт и собираетесь заказывать рекламу, то логотип, как ваш отличительный знак, необходим, чтобы не затеряться в сотне других репетиторов из Инстаграма.
В общем, думаю, я вполне чётко донёс свою позицию — я действительно не призываю всех иметь логотип. Некоторым бизнесам он правда не нужен.
Принимая решение о том, нужен ли лого конкретно вашей компании, вы должны ответить себе на 2 вопроса:
Если на оба вопроса ответ — «да», то добро пожаловать за разработкой логотипа, всегда рады с этим помочь и предложить такие решения, которые будут работать на ваш бизнес.